<<< обратно

 

Телевизор ^Ленинград»

 

В 1984 г. из недр «Озера», игравшего доморощенный арт-рок, в Ленинграде появилась новая группа «Телевизор». Произошло это перед очередным фестивалем Рок-клуба. Новички «с колес» отыграли программу, удостоились звания лауреатов и стали одним из открытий фестиваля. Чуть позже вышел дебютный магнитоальбом — «Шествие рыб», который характеризовал «Телевизор» как новую самобытную группу.

Популярность и всесоюзная известность пришли к «Т.» после второй, очень интересной программы «Отечество иллюзий» (вышедшей магнитоальбомом в 1987 г.). «Кто ты?», «Сыт по горло», «Выйти из-под контроля», «Дети уходят» — альбом получается удивительно ярким, боевым; холодный саунд оттеняет контрастно-горячий голос солиста, поэтическую и эмоциональную страстность — музыкальный аскетизм композиций и аранжировок. «Т.» сознательно придерживается позиций минимализма в музыке, не использует сложные инструментальные партии, разнообразие выразительных форм. «Я даю информацию», — говорил о том периоде творчества лидер группы М. Борзыкин. И музыка была фоном для подачи «информации». Группу обвиняли в плакатности, лозунговости — их социальные тексты, рефрены-призывы в самом деле были по-плакатному категоричны и резки, социальны и жестки в оценках и суждениях. «Телевизор» стремительно набирал популярность и имел поклонников во многих городах, особенно после очень успешного выступления на фестивале «Подольск-87». К тому времени в «Т.» уже не играют участники начальной формации Игорь Копылов (бас) и Игорь Петров (гитара, клавишные), перешедшие в эстетически более близкое им «Кофе», и группа выглядит так: Михаил Борзыкин — вокал, клавишные; Игорь Бабанов — клавишные; Александр Беляев — гитара и Алексей Рацен — ударные.

В 1988 г. «Т.» участвует в «Рок-форуме» в Вильнюсе, на фестивалях в Польше (июнь — июль) и Италии (июль), летом того же года выступает в Москве (вместе с «Алисой») и показывает почти полностью обновленную программу. Музыкальный аскетизм сменяется гармоническим и мелодическим разнообразием, плакатность текстов уступает место более философско-рассудительным интонациям. «Пластмасса», «Музыка для мертвых», «Потребитель» — эти и другие новые песни записываются для альбома «Отчуждение». К сожалению, контрактуальные проблемы, вызванные неосмотрительностью участников «Т.», привели к тому, что альбом так и не вышел, хотя был записан и готов к тиражированию. Как бы то ни было, песни «Отчуждения» все равно очень скоро становятся известны как в стране, так и за рубежом: почти весь 1989 г. «Т.» много гастролирует, а летом и весной выступает в ФРГ, Дании, Голландии, Бельгии, Франции, Италии, Люксембурге. Сразу по возвращении группа приступает к работе над новым материалом и созданию собственной студии.

«Телевизор» оставляет гитарист Александр Беляев. Он приводит вместо себя Максима Кузнецова (из группы «Присутствие»), а вскоре после этого начинает работать в обновленном «ленинградском» варианте группы «Наутилус Помпилиус».

Последние песни «Телевизора», в которых много холода, одиночества, и внутренней энергии, весной 1990 г. попадают и на телевидение. Зимой 1990—1991 гг. группа распалась.

 

ДИСКОГРАФИЯ. Магнитоальбомы: «Шествие рыб» (1985), «Отечество иллюзий» (1987), «Отчуждение» (1988), «Музыка для мертвых» (1990). Пластинки: «Шествие рыб» (ВФГ «Мелодия», 1988). Кроме того, несколько песен группы вышло в сборниках независимых фирм грамзаписи ряда стран.

ТЕЛЕВИЗОР

Рок-группа (Ленинград, Санкт-Петербург). Основатель группы певец и автор всего ее репертуара Михаил Борзыкин начал заниматься музыкой в конце 70-х годов, будучи студентом филологического факультета университета, но только в феврале 1984 собрал из обломков групп «ИКАР» и «ОЗЕРО» (в последней он несколько месяцев играл на клавишных) оригинальный состав «ТЕЛЕВИЗОРА»: Михаил Борзыкин (клавишные, вокал), гитаристы — Александр Беляев и Игорь «Пэт» Петров, Игорь «Гога» Копылов (бас), и Вячеслав «Ара» Архипов (барабаны).
Той же весной «ТЕЛЕВИЗОР» вступил в рок-клуб и быстро обратил на себя внимание интересными песнями, в которых остроумные зарисовки из жизни молодежи (  До мажор,  Мания величия), наивная рефлексия и лиричные экскурсы во внутренний мир самого автора (  Вчера было слишком много меня,  Я не виноват,  Цветные сны) были положены на выразительные мелодии в неоромантическом, нововолновом стиле. В 1984 и 1985 «ТЕЛЕВИЗОР» становился лауреатом фестивалей рок-клуба, а в 1986 произвел сенсацию, представив на 4-м фестивале программу из остро публицистических, лозунгово-плакатных песен-памфлетов (  Мы идем,  Выйти из-под контроля), вызвавших острое недовольство как тогдашней власти, так и бюрократического аппарата рок-клуба.
К этому времени состав группы существенно изменился: летом-осенью 1985 из «ТЕЛЕВИЗОРА» один за другим ушли Копылов, Петров, которые присоединились к группе «КОФЕ» и Архипов, покинувший музыку, а им на смену появились барабанщик Алексей Рацен (экс-«ЗЕНИТ») и клавишник Игорь Бабанов, бывший коллега Борзыкина по филфаку ЛГУ.
В следующей программе «ТЕЛЕВИЗОРА» (1987) Борзыкин еще дальше продвинулся в исследовании социальных корней тоталитаризма и порожденных им общественных явлений (  Отечество иллюзий,  Три-четыре гада,  Твой папа — фашист,  Рыба). Его постоянно упрекали в «немузыкальности» и чрезмерной политизации творчества, хотя именно в этот период Борзыкин-композитор нашел адекватное мелодическое воплощение для своих художественных образов: короткие, почти риффовые мелодические фразы, чеканный ритм, аскетичные, но точные аранжировки, в которых главное место отводилось вокалу на фоне лаконично-декоративного звучания клавишных.
В конце 80-х, сохраняя устойчивое внимание слушателей, «ТЕЛЕВИЗОР» много и успешно гастролировал по стране, летом 1988 с блеском выступил на 6-м фестивале рок-клуба, доказав, что продолжает творчески развиваться — его новые песни были далеки от плакатной лапидарности предыдущих программ и демонстрировали более глубокий, философский, очень личностный подход к осмыслению действительности. В том же году «ТЕЛЕВИЗОР» начал гастролировать и за рубежом: в Польше, Голландии, на советско-итальянских рок-фестивалях в Мельпиньяно (август) и Риме (сентябрь). Свет увидела первая пластинка группы, «  Шествие Рыб», воспроизводившая магнитофонный альбом записанный тремя годами ранее Андреем Тропилло. В тот же период группа организовала собственную студию звукозаписи, на которой дала возможность поработать и многим молодым исполнителям.
В ноябре 1989 ветеран группы Саша Беляев ушел в «НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС», и его место занял Максим Кузнецов из хард-рокового «ПРИСУТСТВИЯ». «ТЕЛЕВИЗОР», как и прежде, много выступал, принимал активное участие в акциях музыкально-экологического движения «Рок Чистой Воды» (1990), записал альбом «  Мечта Самоубийцы» (1991), но в апреле того же года напряжение, существовавшее в отношениях группы и ее лидера, привело к тому, что она распалась.
Бабанов покинул музыку и занялся преподаванием, а Кузнецов и Рацен ушли в группу «ТУРЕЦКИЙ ЧАЙ», после чего первый эмигрировал в США, а второй играл в «АКВАРИУМЕ» и работал над собственным студийным проектом «МАНДРАГОРА». Сам Борзыкин на время пропал из виду: единственной его работой этого периода была музыка к телеспектаклю на Ленинградском ТВ.
Новая версия «ТЕЛЕВИЗОРА» появилась только весной 1992 и дебютировала в мае на очередной акции «Рока Чистой Воды». В нее вошли: клавишник Константин Шумайлов (экс-«КОШКИН ДОМ»), барабанщик Игорь Федоров (экс-«НЭП») и гитарист Сергей Богданов (экс-«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»), который сменил принимавшего участие в первых репетициях Евгения Левина («НЭП»). Эту инкарнацию группы, однако, ждала прежняя судьба: год спустя ее покинул Богданов (ныне режиссер на Новгородском телевидении), а затем и Федоров (который впоследствии играл стандарты рок-н-ролла с Владимиром Козловым («СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК»), а весной 1996 вернулся в «НЭП». Борзыкин и Шумайлов продолжали выступать и записываться вдвоем (альбомы «  Дым-туман», «  Двое»), однако, с уходом последнего в «ДДТ» летом 1996 будущее группы стало проблематичным.

Дискография:

Шествие Рыб (АнТроп, 1985; Фирма Мелодия, LP, 1988; General Records, CD, 1995)
Отчуждение (1988)
Мечта Самоубийцы (1991)
Дым-туман (RGM, LP,1993)
Живой (General Records, CD, 1996, 1997)
Отечество иллюзий (RDM)
Русский рок (Moroz Records, 1996, 1997)
Двое (Gеneral Records, 1995)

 

 

 

Hosted by uCoz