Телевизор ^Ленинград»
В 1984 г. из недр «Озера»,
игравшего доморощенный арт-рок, в Ленинграде появилась новая группа
«Телевизор». Произошло это перед очередным фестивалем Рок-клуба. Новички «с
колес» отыграли программу, удостоились звания лауреатов и стали одним из
открытий фестиваля. Чуть позже вышел дебютный магнитоальбом — «Шествие рыб»,
который характеризовал «Телевизор» как новую самобытную группу.
Популярность и всесоюзная
известность пришли к «Т.» после второй, очень интересной программы «Отечество
иллюзий» (вышедшей магнитоальбомом в 1987 г.). «Кто ты?», «Сыт по горло»,
«Выйти из-под контроля», «Дети уходят» — альбом получается удивительно ярким,
боевым; холодный саунд оттеняет контрастно-горячий голос солиста, поэтическую
и эмоциональную страстность — музыкальный аскетизм композиций и аранжировок.
«Т.» сознательно придерживается позиций минимализма в музыке, не использует
сложные инструментальные партии, разнообразие выразительных форм. «Я даю
информацию», — говорил о том периоде творчества лидер группы М. Борзыкин. И
музыка была фоном для подачи «информации». Группу обвиняли в плакатности,
лозунговости — их социальные тексты, рефрены-призывы в самом деле были
по-плакатному категоричны и резки, социальны и жестки в оценках и суждениях.
«Телевизор» стремительно набирал популярность и имел поклонников во многих
городах, особенно после очень успешного выступления на фестивале
«Подольск-87». К тому времени в «Т.» уже не играют участники начальной
формации Игорь Копылов (бас) и Игорь Петров (гитара, клавишные), перешедшие в
эстетически более близкое им «Кофе», и группа выглядит так: Михаил Борзыкин —
вокал, клавишные; Игорь Бабанов — клавишные; Александр Беляев — гитара и
Алексей Рацен — ударные.
В 1988 г. «Т.» участвует в
«Рок-форуме» в Вильнюсе, на фестивалях в Польше (июнь — июль) и Италии
(июль), летом того же года выступает в Москве (вместе с «Алисой») и
показывает почти полностью обновленную программу. Музыкальный аскетизм
сменяется гармоническим и мелодическим разнообразием, плакатность текстов
уступает место более философско-рассудительным интонациям. «Пластмасса»,
«Музыка для мертвых», «Потребитель» — эти и другие новые песни записываются
для альбома «Отчуждение». К сожалению, контрактуальные проблемы, вызванные
неосмотрительностью участников «Т.», привели к тому, что альбом так и не
вышел, хотя был записан и готов к тиражированию. Как бы то ни было, песни
«Отчуждения» все равно очень скоро становятся известны как в стране, так и за
рубежом: почти весь 1989 г. «Т.» много гастролирует, а летом и весной
выступает в ФРГ, Дании, Голландии, Бельгии, Франции, Италии, Люксембурге.
Сразу по возвращении группа приступает к работе над новым материалом и созданию
собственной студии.
«Телевизор» оставляет гитарист
Александр Беляев. Он приводит вместо себя Максима Кузнецова (из группы
«Присутствие»), а вскоре после этого начинает работать в обновленном
«ленинградском» варианте группы «Наутилус Помпилиус».
Последние песни «Телевизора», в
которых много холода, одиночества, и внутренней энергии, весной 1990 г.
попадают и на телевидение. Зимой 1990—1991 гг. группа распалась.
ДИСКОГРАФИЯ.
Магнитоальбомы: «Шествие рыб» (1985), «Отечество иллюзий» (1987), «Отчуждение»
(1988), «Музыка для мертвых» (1990). Пластинки:
«Шествие рыб» (ВФГ «Мелодия», 1988). Кроме того, несколько песен группы вышло
в сборниках независимых фирм грамзаписи ряда стран.
ТЕЛЕВИЗОР
Рок-группа (Ленинград, Санкт-Петербург). Основатель
группы певец и автор всего ее репертуара Михаил Борзыкин начал заниматься
музыкой в конце 70-х годов, будучи студентом филологического факультета
университета, но только в феврале 1984 собрал из обломков групп «ИКАР» и
«ОЗЕРО» (в последней он несколько месяцев играл на клавишных) оригинальный
состав «ТЕЛЕВИЗОРА»: Михаил Борзыкин (клавишные, вокал), гитаристы —
Александр Беляев и Игорь «Пэт» Петров, Игорь «Гога» Копылов (бас), и Вячеслав
«Ара» Архипов (барабаны).
Той же весной «ТЕЛЕВИЗОР» вступил в
рок-клуб и быстро обратил на себя внимание интересными песнями, в которых
остроумные зарисовки из жизни молодежи (
До мажор, Мания
величия), наивная рефлексия и лиричные экскурсы во внутренний мир самого
автора ( Вчера было слишком много
меня, Я не виноват, Цветные сны) были положены на
выразительные мелодии в неоромантическом, нововолновом стиле. В 1984 и 1985
«ТЕЛЕВИЗОР» становился лауреатом фестивалей рок-клуба, а в 1986 произвел
сенсацию, представив на 4-м фестивале программу из остро публицистических,
лозунгово-плакатных песен-памфлетов (
Мы идем, Выйти
из-под контроля), вызвавших острое недовольство как тогдашней власти, так
и бюрократического аппарата рок-клуба.
К этому времени состав группы
существенно изменился: летом-осенью 1985 из «ТЕЛЕВИЗОРА» один за другим ушли
Копылов, Петров, которые присоединились к группе «КОФЕ» и Архипов, покинувший
музыку, а им на смену появились барабанщик Алексей Рацен (экс-«ЗЕНИТ») и
клавишник Игорь Бабанов, бывший коллега Борзыкина по филфаку ЛГУ.
В следующей программе «ТЕЛЕВИЗОРА»
(1987) Борзыкин еще дальше продвинулся в исследовании социальных корней
тоталитаризма и порожденных им общественных явлений ( Отечество иллюзий, Три-четыре гада, Твой папа — фашист, Рыба). Его постоянно упрекали в
«немузыкальности» и чрезмерной политизации творчества, хотя именно в этот
период Борзыкин-композитор нашел адекватное мелодическое воплощение для своих
художественных образов: короткие, почти риффовые мелодические фразы, чеканный
ритм, аскетичные, но точные аранжировки, в которых главное место отводилось
вокалу на фоне лаконично-декоративного звучания клавишных.
В конце 80-х, сохраняя устойчивое
внимание слушателей, «ТЕЛЕВИЗОР» много и успешно гастролировал по стране,
летом 1988 с блеском выступил на 6-м фестивале рок-клуба, доказав, что
продолжает творчески развиваться — его новые песни были далеки от плакатной
лапидарности предыдущих программ и демонстрировали более глубокий,
философский, очень личностный подход к осмыслению действительности. В том же
году «ТЕЛЕВИЗОР» начал гастролировать и за рубежом: в Польше, Голландии, на
советско-итальянских рок-фестивалях в Мельпиньяно (август) и Риме (сентябрь).
Свет увидела первая пластинка группы, «
Шествие Рыб», воспроизводившая магнитофонный альбом записанный
тремя годами ранее Андреем Тропилло. В тот же период группа организовала
собственную студию звукозаписи, на которой дала возможность поработать и
многим молодым исполнителям.
В ноябре 1989 ветеран группы Саша
Беляев ушел в «НАУТИЛУС ПОМПИЛИУС», и его место занял Максим Кузнецов из
хард-рокового «ПРИСУТСТВИЯ». «ТЕЛЕВИЗОР», как и прежде, много выступал,
принимал активное участие в акциях музыкально-экологического движения «Рок
Чистой Воды» (1990), записал альбом «
Мечта Самоубийцы» (1991), но в апреле того же года напряжение,
существовавшее в отношениях группы и ее лидера, привело к тому, что она
распалась.
Бабанов покинул музыку и занялся
преподаванием, а Кузнецов и Рацен ушли в группу «ТУРЕЦКИЙ ЧАЙ», после чего
первый эмигрировал в США, а второй играл в «АКВАРИУМЕ» и работал над
собственным студийным проектом «МАНДРАГОРА». Сам Борзыкин на время пропал из
виду: единственной его работой этого периода была музыка к телеспектаклю на
Ленинградском ТВ.
Новая версия «ТЕЛЕВИЗОРА» появилась
только весной 1992 и дебютировала в мае на очередной акции «Рока Чистой
Воды». В нее вошли: клавишник Константин Шумайлов (экс-«КОШКИН ДОМ»),
барабанщик Игорь Федоров (экс-«НЭП») и гитарист Сергей Богданов
(экс-«САНКТ-ПЕТЕРБУРГ»), который сменил принимавшего участие в первых
репетициях Евгения Левина («НЭП»). Эту инкарнацию группы, однако, ждала
прежняя судьба: год спустя ее покинул Богданов (ныне режиссер на Новгородском
телевидении), а затем и Федоров (который впоследствии играл стандарты
рок-н-ролла с Владимиром Козловым («СОЮЗ ЛЮБИТЕЛЕЙ МУЗЫКИ РОК»), а весной
1996 вернулся в «НЭП». Борзыкин и Шумайлов продолжали выступать и
записываться вдвоем (альбомы « Дым-туман»,
« Двое»), однако, с уходом
последнего в «ДДТ» летом 1996 будущее группы стало проблематичным.
Дискография:
Шествие Рыб (АнТроп, 1985; Фирма Мелодия, LP, 1988;
General Records, CD, 1995)
Отчуждение (1988)
Мечта Самоубийцы (1991)
Дым-туман (RGM, LP,1993)
Живой (General Records, CD, 1996, 1997)
Отечество иллюзий (RDM)
Русский рок (Moroz Records, 1996, 1997)
Двое (Gеneral Records, 1995)
|